Роман 707 (707) wrote,
Роман 707
707

Categories:

Португалия. Часть 4. Баталья и Томар

...или последний приют тамплиеров, акведук и монастырь Санта-Мария-да-Виториа, а так же его величесвто портвейн!.
Продолжаем рассказ о Большом португальском автопробеге длиной в две с половиной тысячи километров. Шёл 4-й день нашего тура. Мы проснулись под шум океана в Педра да Оуро, позавтракали в тумане на влажной террасе и отправились в сторону Батальи. Сами по себе Баталья и Томар, городки масенькие и незначительные, но вот объекты расположенные в них, сделали города знаменитыми. Мы удаляемся на время от океана, пора взглянуть на архитектурные шедевры и послушать эхо шагов в коридорах последнего приюта Тамплиеров в крепости города Томар. Первой по маршруту была Баталья, с нее и начнем. Часов в 10 утра мы уже были на месте. Городок только просыпался.

Монастырь Баталья — триумфальный символ португальской независимости, величественный монастырь Битвы. Так его называют. Соборный неф монастырского здания вознёсся на высоту 32 метра. Основным мотивом декоративного оформления стала морская тематика. Стены украшает замысловатая лепнина, а над фасадами резные решетки балюстрад. Портал западного фасада по бокам украшен скульптурами 12-ти апостолов на ажурных консолях. В центре находится статуя Спаса, окруженная евангелистами в обрамлении 6 сводов со статуями библейских царей, пророков и ангелов. Сцена коронации Девы Марии завершает обилие скульптур в оформлении этого чуда архитектуры. Итак, чем же он так знаменит, этот монастырь.




История создания монастыря такова: В 1385 году король Жуан I пообещал, что если его войскам удастся накостылять кастильцам в важной битве при Алжубарроте, он велит построить великолепный монастырь, посвященный Деве Марии. Португальцы победили, в результате чего Португалия обрела независимость от Испании и, как следствие, большой монастырь Баталья. Ибо за базар Жуан ответил.

Монастырь Санта-Мария-да-Виториа, Монастырь Богоматери Победы, а более известный всем нам как Монастырь да Баталья, возможно является одним из самых красивых произведений португальской и европейской архитектуры, а также одним из самых значимых монументов португальской готики.(с) Да, он поражает воображение, это правда.
7 июля 2007 года (7.07.07 улавливаете?) был избран одним из «Семи чудес Португалии». Не многовато ли семерок в этом милом городке?
Архитектура собора основывается на готическом и нэо-готическом стилях. Самые поздние нововведения в строительство диктовались истинно португальским стилем -мануэлино (этот стиль возник в Португалии в XV—XVI веках и вобрал в себя отражения таких стилей как элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса и необычных экзотических мотивов).(с)

Король даровал эту землю ордену доминиканцев и в течение двух веков и семи царствований королей Португалии. Строительство прекратилось в 1517 году, когда основные силы были переброшены на возведение другой жемчужины португальской архитектуры — монастыря Жеронимуш (иеронимитов) в Белене. (Лиссабон). Посмотрите на потолок. Разве это не прекрасно? Перекрытия храма — это крестовые своды, что типично для готики тех времен.
После великого землетрясения 1755 года и эпохи французских завоеваний 1808-1810 годов, также как и другие монастыри Португалии, Баталья был распущен в 1834 году. Ныне это открытый музей и действующий собор.

Некоторые детали: размеры центрального нефа — 83 метра в длину и 32 метра в ширину. Солидно так, футбольное поле. Когда строился монастырь желание короля было показать могущество династий и вообще поразить грандиозностью проекта. Удалось.
Собор монастыря имеет пять часовен, в центре находится Главный алтарь и великолепные витражи 1514 года, выполненные в стиле мануэлино. Интересно, что почти все витражи церкви сохранились с начала шестнадцатого века.


В церкви есть еще часовня ду Фундадор  — капелла основателя (Capela do Fundador). Часовни обители были задуманы, как место упокоения всех королей Португалии, но после 1495 года монархов стали хоронить в других усыпальницах. По периметру расположены саркофаги. Некоторые ниши пусты. Имена всех усопших перечислять не стану. Зала потрясающе красива. Вход из собора, относится к музею, поэтому нужен билет. Сам собор открыт для всех желающих.

Насколько я равнодушный к архитектурным изыскам человек, и то залип разглядывая кружево лепки.

Не вдаваясь в годы жизни и причины кончины (а лежат там женщины и мужчины) скажу, что это грандиозно и понятно внесение объекта в число 7 чудес Португалии.

Потолок! Держите меня семеро! Я нигде нигде не снимал потолки, но тут я это делал постоянно. Это безумно великолепно!

Ну и конечно сам монастырь. Это уже билетная часть, и она того стоит.

Бесконечно можно восхищаться тонкостью украшательств балконов и окон.

Утренний туман еще не рассеялся, поэтому небо ещё выбитое. Мы приехали очень рано, к самому открытию, до китайских автобусов.

Голубка у фонтана источника. Вода поступала сюда из акведука, доставляющего сюда воду за 7 километров из 4 разных источников.

Фонтан очень красив.
У источника мы провели довольно много времени. есть что поразглядывать.
Предполагаю, что вода и ныне питьевая.
Двигаемся дальше. Галлерей, дворов несколько. Это очень монументальное сооружение площадью в два-три футбольных поля. Весь комплекс это 150 на 180 метров, не считая площадей вокруг, только строения.

Ещё один ракурс от фонтана.
Идем к следующему дворику.

Это видимо более утилитарный жилой двор, где обитали монахи.

Здесь не так грандиозно, но все равно очень красиво.

Вернемся же в главный двор, что бы посмотреть ещё одно интересное место.
Капитула.

В капитуле захоронены два неизвестных солдата, которые погибли в первой мировой войне. Возле их могилы установлен пост часовых. Пришлось искать информацию в сети, на табличке на месте ничего не поняли. И мы попали на смену караула. Девушка из GNR разводящий. GNR это гвардиа национале резерво (так я понял, но клясться бы не стал)

Ну и что бы осмотреть последнюю часть монастыря, надо выйти и зайти в другой вход, где тоже проверят билетики. Мы попадаем в пантеон-ротонду, где мастера потрудились особенно тщательно.

Пантеон-ротонда это известный шедевр португальской архитектуры Капелаш-Имперфейташ (Capelas Imperfeitas) – незавершенные капеллы, построенные примерно в 1426 году, где упокоились Жуан I с супругой, неподалеку были похоронены Дуарте I, его сын Афонсу V и Генрих Мореплаватель. (с) и не меньше.

Ротонда представляет собой восьмигранник, от которой отходят семь радиальных глубоких капелл. Между ними  капеллы меньшего размера. Восемь мощных пилонов должны были служить опорами для большого купола. Купол так и не возвели. Мы поначалу удивлялись тому что такое решение уникально для Европы и нигде подобного не встречали. Ныне пилоны вполне гармонично смотрятся на фоне неба, как будто так и было задумано. Представляю, каким был бы купол.

А в незаконченных Капеллах вообще можно ходить долго. Эти капеллы задумал король Дуарте Первый как свой Пантеон. В 1437 году, ровно за год до своей смерти он приобрел земли, которые находились сразу за фасадом храма. Поздновато подсуетился. Времена были неспокойные.Но красота в целом неземная.
Это колонна крупнее.

И так до потолка и вокруг.
Ну да оставим короля с королевой и гулко прошлепаем по заросшему мхом, влажному от ночного дождя полу, на выход.

На выходе сувенирные лавки. Керамика в Португалии это что-то. Но цены такие очень туристические я вам скажу.



Португальские пенсионеры. Обычные такие дедульки.


Улицы Батальи пахнут жасмином. Так пахнут цветущие апельсины.

Обходим пару улочек. Мило уютно. Баталья настолько маленькая, что монастырь занимает чуть ли не десятую часть всего города.

Себяшка со штатива на фоне грандиозного шестисотлетнего памятника архитектуры. Прямо за Инесой вход в собор монастыря. Там же покупаются билеты в музейную часть.

Тучи начинают подниматься.

Пока мы идем к машине, а она у нас на масштабной бесплатной стоянке рядом с монастырем, зажигают солнышко.

Отсюда монастырь выглядит так.

А так с одной из улочек городка.

Но настало время купить воды в дорогу и мы забегаем в местный магазинчик. Сразу видно, что океан в получасе езды.

О, да. Морепродукты в Португалии в отличном ассортименте.

И конечно же портвейн! Нет не так. Иииии ПООООРТВЕЕЕЙН! Полки портвейна. То что в Риге стоит 10-15 евро, тут в Баталье от 3.85. ОТ ЧЕТЫРЁХ ЕВРО! Вот где совесть у людей завозящих его в Латвию. Тут у меня "отнялись ноги" и я не мог сойти с места пока не решил взять сразу парочку. Хватит ложится спать на сухую.

Я просто закрыл глаза, протянул руки и выбрал две бутылки обожаемого мной продукта. Забегая вперед скажу, что "тавни" брать не стоит, отдайте своё предпочтение сортам "руби". RUBY более насыщенный, гранатовый и терпкий. Тавни попрозрачнее и бренди чувствуется сильнее. В целом, кончно же похожи, портвейн и то и другое. Белый даже не рассматривали, хотя интересно конечно.

В итоге я счастлив и на пару дней экипирован, и мы покидаем славный город Баталья, что бы отправится в столицу тамплиеров Томар. Последний взгляд на город с одной из верхних улочек.

Буквально в 500м от монастыря уже пригород, а еще через 500м город заканчивается и начинается скоростной автобан.

Нас провожают.

Дорога до Томара пустынна и великолепного качества. Мы даже подумали, что не заметили знак закрывающий въезд на перекрытое шоссе, так одиноко нам было в пути. Поэтому ехали мы со скоростью до 165 км в час. Зато буквально через пол часа мы уже были в Томаре. И снова запах цветущих апельсинов.

Знаете, можно по разному составлять маршрут по Португалии, что-то выбрасывать. на что-то заморачиваться, но замок в Томаре нужно посетить пренепременно.

Не знаю, что это за деревья повсеместно цветут сиреневым, но они замечательны. Прибываем на стоянку замка. Паркинг платный. Закидываем пару монет на полтора часа.

Сам томар расположен ниже крепости. Что и понятно, замки всегда занимали главенствующие высоты. И столица Тамплиеров не исключение. Замок сложно не найти - он на самой вершине холма! Сначала вы видите крепостную стену и крепость тамплиеров, основанную аж в 1160. Даже снаружи это очень внушительное сооружение, но основное удивление нас ждало внутри крепостных стен.

В 1162 году друг и соратник первого короля Афонсу Энрикиша, четвертый магистр португальской епархии Ордена Тамплиеров Гуалдин Паиш основал крепость и монастырь тамплиеров в Томаре. Крепость получила статус города и стала столицей ордена в Португалии. Томар остался таковым и после его преобразования в Орден Христа.

Тамплиеры ( от фр. «temple» - храм, «храмовники») или Бедные Рыцари Христа - духовно-рыцарский орден, основанный в Иерусалиме в 11-м веке небольшой группой французских рыцарей после Первого крестового похода. Несмотря на то, что тамплиеры какое-то время были наиболее организованной военно-политической силой Иерусалимского королевства, кончили они плохо - на кострах инквизиции. Неблагодарный французский король Филиппа IV позарился на богатство ордена и уничтожил его в 14 веке (хотя тамплиеры не раз спасали его, в том числе от разгневанной парижской толпы)
После разгрома тамплиеров во Франции, в Португалии их не преследовали (также как и в Испании, где суд их оправдал). Архиепископ Лиссабонский очистил рыцарей-храмовников от всяких подозрений, но Римский папа настаивал на роспуске ордена.Португальцам пришлось подчиниться, но они оказались хитрыми ребятами. Португальский король Диниш I не забывал услуг тамплиеров португальской короне и дал им приют в своей стране, благоразумно переименовав храмовников в Орден Христа, который унаследовал все имущество тамплиеров.(с)

Церковь-ротонда Шарола, первое что вы видите войдя в ворота крепости. Именно её вы найдете в гугле и путеводителях. Выглядит небольшой и это может ввести в заблуждение. Сам замок ордена Тамплиеров огромный, просто большая его часть сокрыта внутри второй стены.

Внутри замка огромный парк. Там же вы найдете чудесные скамеечки с азулежу. Но это сейчас. А тогда в 12 веке, гонимые храмовники стали стекаться в Томар, где поверх тамплиерских крестов нарисовали новые. Как сказали бы сейчас- вынужденный ребрендинг.
Тамплиеры сделали немало для Португалии, помогая ей бороться с маврами и потом защищая страну. Пригласила их в Португалию женщина – королева Тереза в 1128 году, отдав им во владение замок Сур с окрестными землями и город Фонти-Аркаду в обмен на их участие в Реконкисте. Тамплиеры сослужили Португалии хорошую службу, основали немало городов, построив замки для защиты от врагов и укрепив, таким образом, позиции португальских королей.
Члены королевского дома избирались магистрами ордена. Естественно, что рыцари Христа оказали огромное влияние на развитие страны. Мало того, что одним из великих магистров ордена Христа был Генрих Мореплаватель, положивший начало португальской экспансии на юг и на запад. Все португальские первооткрыватели, в том числе и Васко-да-Гама, совершали свои плавания именно под флагом ордена Христа. (с)


Один из входов. Закрыт, билетерия рядом. Но обратите внимание на отделку. кружево мануэлино, в котором смешались ренессанс, готика и мавританские мотивы, индийские и экзотические веяния. Это пеЗДня. Мальчик итальянец специально стоял бесил меня. Видя что я прицеливаюсь снимать, встал и несмотря на оклик отца улыбаясь оставался в кадре пока я не снял вместе с ним. Сразу убежал, хитро зыркнув на меня. Засранец.
Обернемся же в сторону ворот замка.

В итоге мы покупаем билеты и проходим внутрь.

Внутри это скорее монастырь, нежели суровая рыцарская обитель.
Всё-таки они были сыны божии, а уж потом воители.

В замке множество галлерей, пара тройка двориков, и всё это соединено причудливыми переходами, тоннелями, винтовыми лестницами из камня.

Азулежу и тут. Что потолок, что стены, всё в кружеве расписной плитки.
Убранство потолка всё ещё хранит следы пребывания тут последних тамплиеров.

Многоэтажно, удобно, красиво и как выяснилось, на века!

Теперь заглянем в храм рыцарей ордена. Шарола, известная также как Ротонда тамплиеров и есть их место поклонения создателю.
Церковь Шарола представляет собой высокую шестнадцатигранную башню, разделенную выступами контрфорсов, с окнами-бойницами. (с)
Считается, что форма алтаря повторяет в плане сорокаметровую в диаметре кувуклию Храма Гроба Господня в Иерусалиме, но также напоминает и формы Куббат-аз-Сахра на месте храма Соломона.
 Здесь всё еще витает дух тамплиеров, не только воинов и торговцев, но и алхимиков, хранителей сокровенных магических знаний Востока, магистров. И сама эта ротонда-церковь как булькающая алхимическая колба, словно перерождает дух человека, даже столь спокойно относящегося к институту церкви, как я например. Тут впечатляешься величием созданного человеком алтаря и в голове начинает звучать музыка группы Энигма. Даже если его нет, хорошо, что ради поклонения ему были воздвигнуты все эти великолепные храмы.
Более причудливого алтаря я ещё не видел. Он не является окончанием главного нефа, он центр всего храма. Предполагаю, что и обрядные служения ордена были отличны от привычных нам ныне.

я субъективен, как всяк пытающийся передать свои эмоции от увиденного, но поверьте мне, находясь внутри ты ощущаешь эту "вибрацию" называемую внутренним трепетом и преклоняешься перед мастерством создателей этого чуда, простыми людьми из плоти и крови. Может это и есть доказательство божественного происхождения человека по образу и подобию. Трудно представить, что такое создал потомок мохнатого прямоходящего.

Что бы понять это всё, нужно там побывать. Выделите пару часов на городок Томар, этого хватит.
Вглядитесь в "раму" одного из окон церкви.

Переведем дух и покинув ротонду через другой вход отправляемся дальше. Между этажами винтовое сообщение. Вы помните какого года этот замок? То-то же.
Один из внутренних двориков. Здесь фонтан. В одном есть мини сад, в третьем место для костра, в четвертом техническом отвертия для сбора воды.

Снаружи ротонда угрюма и груба. Зато ее тыльная часть, не знаю как называющаяся весьма ажурна.

Детали можно разглядывать долго и все равно что-то да упустишь. Тут и десятки горгулий, и какие-то рыцари, и апостолы и чего только тут нет.

Что же такое мауэлино. Считается, что этот стиль «выражает впечатление европейца, впервые увидевшего неизвестные заморские страны». Вот всё это кружевное многообразие и есть мауэлино. Божественно. А как вам круглое окошко?

Самое известное окно в западной части замка. Оно прямоугольное. Венчают окно королевские символы и крест - символ ордена Христа, что и понятно.  В 19 веке англичане даже предлагали Португалии списать весь государственный долг за одно это окно. Как они собирались его вывезти остается загадкой, но были посланы и трампампам, окно на месте по сей день. Гордые португальцы отказались расстаться с национальным достоянием. Окно тамплиеров, подумайте только, в музей хотели утащить. Существует легенда, что в оформлении окна зашифрован некий секретный план , который составили тамплиеры и лично король Мануэл I. Ну фиг его знает. Артишок – символ богатства, мешок соли – основной доход того времени, канат – символ морских странствий, благодаря которым богатела португальская корона не без помощи рыцарей Ордена Христа и т.п. Не знаю как тут с шифром, но это очень красиво. Хотя и не так уж маштабно, что бы прям госдолг списать.Любуйтесь.
Вид на ворота сверху.

Опять идем вниз. Лесницы похожи, их много, все время путаемся.
Я снова восхищаюсь потолком. Оно не падает уже 800 лет!! Ну ладно, эти изыски уже позже были достроены, но все равно лет 500.

Кухня ордена.

Нельзя не отдать должное португальцам. Они всё это сохранили!

Горшки для масла в отдельной комнате.

Кажется вот вот в галлерею выйдет человек в капюшоне или рыцарь в доспехах.
Воронка для сбора воды. Сверху гаргульи и по инженерной задумке в дождь, стекающая с крыши вода по длинной многометровой дуге попадает в воронку колодца, а дальше в резервуар для воды внутри скалы. Однако.

Арки, азулежу, фрески, скульптуры, картины, рельефные картины, лепка и так далее. Всё это в замке в достаточном количестве.


Ну, а со стен замка открывается вид на современный Томар.

И на ротонду, разумеется.

Замок можно обойти по стене вокруг.

Так выглядят бойницы в крепостной стене. С именем господа нашего на устах, посылались стрелы в неприятеля.
Современный центр Томара. Не заезжали. Вряд ли после увиденного городок может впечатлить. Наш путь лежит в Коимбру и пора возвращаться в машину.

Всё в апельсинах. Красота.
Да, наш обзор замка завершён, но осталась одна важная локация в паре километрах от цитадели.

Акведук был построен для того, чтобы наладить водоснабжение в крепость-монастырь Ордена Христа. Ясное дело самими тамплиерами. Не ленивые вообще были персонажи. Возведение акведука было начато в 16 веке, а закончено в 17 веке. Приказ на строительство был дан королем Португалии Филиппом I, который так же в это время был королем Испании. Акведук еще называют монастырским акведуком и памятником времён испано-португальской унии, когда Португалия и Испания были объединены в результате захвата Филиппом II португальской короны. Вход свободный, если найдете.

Длина акведука – около 6 километров, акведук состоит из 180 арок. В акведук вода попадает из четырех водных источников, расположенных за пределами города, преодолевает путь длиною в 6 километров, и поступает в резервуар, который находится в конце акведука, недалеко от замка. Перед тем, как вода попадала в монастырь, она проходила через очистительное сооружение акведука. Сколько труда, подумать только.

Да, да. На акведук можно забраться и свободно осмотреть, что бы понять, как это было устроено. Главное не навернуться с высоты 20-ти метров на дорогу.

А можно и посидеть, представляя себе те давнишние времена, когда тамплиеры сражались с нехристями.

Безумно красивое место, которое нельзя пропускать.

Ну и осмотр акведука снизу. Внушает уважение.
Никогда не любил БМВ, но так уж сложилось, что две недели пришлось кататься на "копейке". Здесь мы развернулись, потому что нам нужно в глубь страны в сторону Коимбры.

Последний взгляд на рыцарскую цитадель с трассы, и мы мчимся в город студентов, о котором я расскажу в других публикациях. И это только треть нашего Португальского маршрута.

Ну что, вы ещё не захотели в Португалию? Нееет? Ну тогда читайте продолжение, попробую вас удивить чем-нибудь ещё.

_Предыдущая серия _
Tags: FОТО, just do it, Е-М10'', ЖУРНАЛ, ЖУРНАЛ ТУРИСТА, Португалия
Subscribe

  • Квартира-студия

    Или как я из небольшого магазинчика квартиру студию делал. Последний серьезный ремонт в этом помещении, принадлежащем мне с 96 года, был сделан…

  • Книгохронь 2020

    Итак, время подводить книжные итоги. Летнюю книгохронь я на фоне тотального пизд...а и смены рода деятельности, как-то прощелкал. Поэтому в этой…

  • Лебеди и море

    Снимки старые, сделанные еще в мае. Из-за всем известного ковидшоу, никуда в этом году не поехал, снимаю банальность вокруг дома. Но эти…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments