Роман 707 (707) wrote,
Роман 707
707

Categories:

Шалом Израиль. Часть 9. Старый Иерусалим

Старый Иерусалим заслуживает отдельной публикации. Мало какой город может соперничать с Иерусалимом по силе производимых впечатлений. Это и смешение религий, и бесчисленное количество религиозных объектов и атмосфера таинственности. История повсюду, под ногами, на стенах, в гротах и над головой твоей. Прибавьте сюда экзотику восточного базара, запахи юга, необычную архитектуру и вы получите Иерусалим.

Сегодня я опять не стану углубляться в религиозную тему, для этого будет последняя отдельная публикация. Мы просто войдем в Яффские ворота и побродим по улочкам Вечного Города. Яффские ворота, одни из семи, являются пожалуй, основным туристическим порталом города. "Те стены, что окружают Старый Город в настоящее время и придают Иерусалиму характерный облик, были выcтроены по приказу турецкого султана Сулеймана I Великолепного к середине XVI века. Вначале была завершена северная стена (около 1538 года), потому что именно с севера город несколько раз подвергался атакам врага, затем (в 1540 году) закончили южную стену города. Над главными воротами Иерусалима того времени — Яффскими и Шхемскими — были воздвигнуты башни." (с)
От этих ворот шла на запад дорога, связывающая Иерусалим с побережьем Средиземного моря, древним портовым городом Яффо. Построены турками в 1537 году и получили название Баб эль-Халиль (ворота друга). Турецкая стена XVI века в районе Яффских ворот стоит на месте стены периода Хасмонейской династии (около II века до нашей эры). Неподалеку от ворот находится место, через которое прорвались в город римские войска в роковом для Иерусалима 70 году.


Зайдя внутрь вы почти сразу оказываетесь на восточном базаре. Если конечно не свернете к Армянскому или Еврейскому кварталу, а пойдете прямо. Тут на северо-востоке города арабская часть, пестрая и шумная. Улочки представляют собой ряды одного из крупнейших бызаров Ближнего Востока.

Как и все в Иерусалиме, улицы вымощены известняком, отшлифованым до блеска ногами миллионов поломников и туристов.
Этот гомон торговцев и туристов погружает в некий транс, завлекая своей экзотичностью в глубь арабского квартала. Торгуют только мужчины. А Инеса все время убегает, хоть и побаивается арабской части города.
Лавки красочные и богатые. Некоторые из низ имеют потолок из обычной породы, и видимо выбиты в горе, другие более привычные. В закрытом виде двери лавок напоминают ворота контейнеров или наших оптовых баз, но когда они открыты это завораживает. В виде примера следующее фото. И таких лавочек тысячи. В одних кожа, всякие красивости, в других керамика, где-то стекло, магнитики сувениры, платки шапочки, ковры, золото, серебро, камушки-бусики и так далее. Есть и сладости и хлеб.

Дедушка араб отдыхает на ступенях улочки. Да, лестница это тоже улочка. Таких улочек половина. Привычных нам проспектов нет. Сплошные дворики, лестницы, арки и торговые ряды. Деда видит, что я снимаю именно его, но не возражает. Смотрит устало и задумчиво.
Все перетянуто проводами и веревками для сушки белья?
Одна из лавочек. Цены в лавках конечно суровые. Расчитано на туристов. И наверное больше на европейских, которые не считают 10-ку евро за деньги. Но за десятку вы купите разве что пару магнитиков.

И опять поперечная улочка.
Как люди живут без уютых зеленых дворов, где шумят тополя в шторм, не понимаю. Все в камне.

Слева какой-то монастырский дворик, арка отмечена крестом

Провода, разводка труб и прочие коммунально-бытовые премудрости в Иерусалиме это отдельная пеСТня...


А вот коренной житель Иерусалима. На каком языке общается котэ не знаю. Отозвался на банальное кис кис

Дети...
Эту парочку мы еще увидим. Колоритный дед. Но еще более колоритный был мною пропущен. Сидел в арабском квартале с кальяном на лестнице, и дымил прищюрив глаза с лёгкой улыбкой. Такой Хоттабыч, пестрый, древний, с бородищей и так я потом жалел, что не снял его. Прошли уже, заметил поздно, а в лоб снимать с метра неудобно было. В суете базара дед классно затерялся слился с интерьером. Ну да Аллах с ним.

Арабский квартал. Так пацаны растут. Ни тебе мяч погонять, ни по стройке полазить. Я уже молчу о лыжах, купании в море или озере, и прочих великах. Негде. На родной улице ровные лишь площадки в 6 квадратных метров.
Удивительный город на семи холмах. Или Город на семи холмах.
Инесу слегка напрягала арабская речь и в арабских кварталах ей было не уютно. Хотя какой-то враждебности я не заметил. Снимал свободно, что хотел, ходил без оглядки

Но в конце концов блуждая по старому городу вы непременно выйдете из арабской части. Вернемся к Яффским воротам. Колоритно? Да, цветасто и мультикультурно.

Общая протяженность иерусалимских стен составляет четыре с половиной километра, их высота — от 5 до 15 метров, толщина — до 5 метров.

У стен старого города можно видеть раскопанные древние строения.

Турецкие стены Иерусалима находятся практически на том же месте, что и стены античного времени. Укрепления города не раз разрушались и возводились заново. Когда легионеры римского императора Адриана подавили восстание Бар-Кохбы, стены времен иудейского царя Ирода были разрушены. Однако, вскоре римляне построили новые укрепления на прежнем месте. Во время войн крестоносцев и мусульман городские фортификации также постоянно перестраивались.(с)

В стенах старого Иерусалима есть 35 оборонительных башен (в некоторых источниках указано другое число — 43). В одной из башен, носящей имя царя Давида (башня стоит на основании времен Ирода Великого, но в византийскую эпоху эти древние остатки были ошибочно отнесены ко временам основания иудейской столицы), находится музей истории города.

Когда Иерусалим принадлежал крестоносцам, действующих ворот в городской стене  насчитывалось четыре, по числу сторон света. До 1887 года все городские ворота закрывались с заходом солнца и открывались на рассвете. Кажется это Сионские.
В настоящее время в стенах Старого Города имеется 7 открытых ворот:

    Новые (ворота Хамида);
    Дамасские (Шхемские);
    Ирода (Цветочные, или ворота Лунатиков);
    Львиные (имеют несколько названий — Гефсиманские, Овечьи, Св. Стефана, Девы Марии);
    Мусорные (Навозные);
    Сионские (ворота Давида);
    Яффские.
Это Новые ворота. Самые молодые. Они между Яффскими и Дамасскими. Удобные для входа если вы живете на севере нового города.

На следующем снимке Дамасские или Шхемские, ворота. Впервые эти ворота были построены во времена Второго Храма, разрушены римлянами во II веке и отстроены ими же заново. Перестроены при Сулеймане Великолепном в 1542 году. Ведут в Мусульманский квартал.Ворота назывались Шхемскими до времен британского мандата, в период администрации англичан получили название Дамасских. Через эти ворота можно было попасть из Иерусалима в Шхем (Наблус), а оттуда в Дамаск. Арабское название Шхемских ворот — Баб аль-Амуд (ворота Столба). Полагают, что времена римского владычества неподалеку от ворот стоял столб, который венчала статуя императора Адриана; от этого столба отсчитывали расстояние до других городов. Однако, арабское название ворот происходит, вероятно, от находившихся вдоль дороги в Шхем римских мемориальных колонн. Базар начинается прямо в воротах

Самые красивые ворота Иерусалима. Во всяком случае мне так показалось. Монументальные.

и раз уж взялись за ворота, то сразу и другие. Мусорные ворота.  Смотрят в сторону Хеврона и ведут в Еврейский квартал. Есть несколько версий относительно того, как возникли сами ворота и их название. Одни считают, что через брешь в стене, ставшую позднее воротами, в древности вывозили мусор на свалку, другие — что городскую стену в этом месте пробил таран осаждавших город крестоносцев. Арабы называют эти ворота Баб эль-Магарбех (ворота мавров), так как при строителе уреплений Иерусалима Сулеймане I  в город прибыли поселенцы из мусульманской Северной Африки. В 1953 году ворота были расширены властями Иордании. Поблизости от Мусорных ворот находится Стена Плача, в глубине виден КПП перед нею.

Львиные. Построены при Сулеймане Великолепном в 1538-39 годах на месте более древних ворот. Названы так по украшающим ворота изображениям пантер, которые были гербом мамлюкского султана Бейбарса I (XIII век) – очевидно, строители времен Сулеймана использовали барельефы с пантерами, оставшиеся от какого-то более раннего сооружения. Львиные ворота обращены на восток, в сторону Иерихона, и ведут в Мусульманский квартал.

По-арабски ворота называются Баб эль-Гор. Другие названия ворот: Гефсиманские, Овечьи, ворота Девы Марии (недалеко находится ее гробница). В период британского мандата назывались воротами Святого Стефана (легенда византийских времен говорит, что близ этих ворот был убит Святой Стефан). Согласно христианской традиции, Иисус вошел перед казнью в Иерусалим через Львиные ворота. От Львиных ворот начинается Via Dolorosa. Этот снимок вы уже видели в прошлой части.

Нет фотографий прочих ворот. Они не так интересны.
Сионские ворота. Находятся рядом с могилой царя Давида (другое название ворот — врата Давида), расположенной на горе Сион. Свой современный облик приобрели при Сулеймане I, построены на месте ворот античной эпохи. Баб Наби Дауд, то есть ворота царя Давида — арабский вариант названия.

Что касается Золотых (Золоченых) ворот, то это старейшие из ворот города, которые вели на Храмовую гору. Те заложенные камнями ворота, что может видеть современный турист, были построены около 520 года, а рядом с ними имеются остатки гораздо более древних ворот, относящихся к временам Второго Иерусалимского Храма.
Золотые ворота можно найти чуть правее мечети Омара. Практически напротив храма Марии Магдалены.
Среди евреев издавна ходит легенда, что именно через Золотые ворота в Иерусалим войдет Мессия. Чтобы помешать приходу еврейского Мессии, в 1541 году по приказу все того же Сулеймана I Великолепного ворота были замурованы. Несколько позже перед воротами было устроено кладбище — это тоже должно было помешать приходу Мессии.(с) Вполне возможно, что Сулейман вовсе не хотел препятствовать исполнению пророчества, а лишь принял меры к тому, чтобы исполнился стих из книги Иезекииля: И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены.(с)


Чем еще Иерусалим отличается от прочих городов, так это обилием солдат. Ну и разумеется полиции. Полиция по двое просто сидит, гуляет и иначе коротает время среди толпы на улочках восточного базара.  Солдаты как-то больше группами и в определенных местах.
Они тут повсюду. Но больше всего их в месте, где раньше был городской базар. Остались лишь колонны.

Почему они тут кучкуются такими толпами я так и не понял. Возможно это мобильный резерв на случай заварухи. Типа дежурство. Сиди и жди. Ничего не случилось, посидел и ушел в казарму. Наверное так.

Для них там поют местные барды.

Ну вот уже и еврейский квартал. Тут заметно тише, чем в арабском.
И конечно чище. Не потому, что культура иная, базара нет. Это сказывается.

И пусть вас не смущает полумесяц на минарете. Это снято с еврейского квартала, просто в Иерусалиме все очень близко и перемешано

Ну вот это точно ортодоксальный еврей. Ортодоксы это религиозные евреи, которые отрицают современный светский Израиль, не служат в армии, соблюдают шабат и кашрут и вообще занимаются служением Богу, то есть не работают. Но таки на что-то живут.
Этот был не доволен, что я снимаю его, но промолчал.

В старом городе можно найти и такие проулки. Что вы войти во дворик с улочки, надо согнутся и протиснуться в такую вот щель. Высота метра полтора, ширина метр. Забавно.
Ну и разумеется в старом городе находится Стена Плача. Священная для всех евреев. Ночью тут спокойно, но так же надо проходить отдельный досмотр вещей, металоискатель и прочие процедуры направленные на безопасность. Откуда у меня взялась кипа расскажу в следующей публикации. В даннгом случае уже из кармана. И, что бы да, так нет. Я таки ни разу не еврей, к сожалению. Религию оставим на закуску.

А это противоположная сторона площади, напротив Стены плача какие-то современные административные здания, там еврейский квартал. Деревянные крытый тоннель слеева это проход в Мусульманскую часть на Храмовую Гору к мечети Скалы и Аль-Акса.

Но и у Храма Гроба Господня тоже тихо ночью. Только два человека охраны, спезназоыцы, играющие на телефонах. Сидят себе на ступеньках у входа и коротают время до окончания дежурства. Видите там на ступенях, справа от входа? Лежит во что-то играет. О самом храме тоже в другой раз, подборке с названием "Город трех религий"

Помните эту парочку?
А это уже в гробнице Царя Давида. Витраж в аккустическом зале. Куполообразный не очень большой зал многократно усиливает звук голоса. Кто-то запел алилуууйаааа и мне сначала показалось, что включились огромные динамики. Потрясающий эффект.

На крышу гробницы можно забраться, если знать где и не боятся что-то нарушить. Или как я просто поздно опомниться.
По соседству Армянская церковь. Одна из самых красивых в городе. Внутри не был.

Не уверен, что тут можно находится посторонним, но я был один и спросить было не у кого.

А тут можно пройти прямо к гробу царя. Но по моему там уже тоже не туристическая зона. Слишком много ортодоксов в маленьком помещении, скамьи, тумбы, все кричат в голос (молятся) и надо идти между ними...


Получилось так, что я забрел в зал, где молились религиозные иудеи, и протиснувшись между шляпами и пейсами, под крики очень старательного мальчка стоящего на коленях и раскачивающегося в такт своим завываниям, под удивленные и недовольные взгляды других ортодоксов, я зашел в какую-то дверь и увидел саркофаг Царя Давида. На нем лежал молящийся еврей. Другой гневно стал показывать мне на голову. Я вытащил из кармана кипу и покрыл голову. Выгонять не стали, но я почувствовал, что  чужим тут не место. Вежливо прикрыл рукой обьектив, дескать не буду вас снимать, и тихо удалился под пристальными взглядами. Зато таки видел саркофаг Царя Давида, земля ему пухом.

Сад снаружи. И памятник царю.
Сионские ворота. Они рядом с гробницей Давида. Ворота так себе, обычная арка.
Отсюда можно попасть как в еврейский так и в армянский квартал. Идем в армянский, налево от ворот.
Очень спокойно, тихо, чистенько.
Складывается впечатление, что армянский квартал моложе прочих. Не знаю так ли это.
Просто брожу с часик по армянскому кварталу, переодически попадая в еврейский.


И снова арабский квартал. Тут выйти из одного и попасть в другой можно совершенно незаметно.
В арабской части сразу же начинается базар. Не ошибешься.
Это совсем рядом с Храмом Гроба Господня.
Чуть налево и потом направо и попадем к месту воскрешения Христа.


Арабский квартал более холмистый. Тут лестницы в изобилии и подъемы крутые и длинные.
Улица к Домасским воротам.
И снова Еврейский квартал. Солдаты слушают экскурсовода. Вид с квартала на Стену Плача. Но видеть одну Стену невозможно, вместе с ней видна и Храмовая Гора, на которой стоит мечеть Купол Скалы и Аль-Акса, и правее чать Масличной горы.
Да, вот так все рядом. Я десяток раз обошел весь Старый город. Пересек его причудливым узором маршрута, выходил в одни и заходил в другие ворота. Сидел отдыхал в сквере у башни Давида, покупал магнитики и сувениры на восточном базаре. Пришлось даже поспорить торгуясь с молодым арабом. Базар такой базар. В итоге остались виноваты мы. Виноваты в том обидили торговца подозрением, что он надул нас. Хотя он нас действительно надул. Шуму было много, он "уважаемый человек тут", а мы такое сказали о нем. Ругались по русски. Его лавка, где-то выше. А тут вы видите православных поломников из России. Руская речь, барсетки, закупка сувениров. Ничто не чуждо.
Ну что же. Выходим из Старого Города. В номере отеля меня ждет Нэся.
Заглядывать во дворики одно из моих хобби.
На Иерусалим нужны силы, выносливость и здоровье. Ходить надо много и это совсем не гладкая дорожка.
А закончить я хочу этим снимком детей, играющих во дворе свого дома. И я не знаю, эти дети арабские или еврейские.
На закуску остались места религиозного поклонения, и о них мы поговорим в заключительной части.
Tags: FОТО, just do it, Артефакты, ЖУРНАЛ, ЖУРНАЛ ТУРИСТА, Израиль
Subscribe

  • Квартира-студия

    Или как я из небольшого магазинчика квартиру студию делал. Последний серьезный ремонт в этом помещении, принадлежащем мне с 96 года, был сделан…

  • Книгохронь 2020

    Итак, время подводить книжные итоги. Летнюю книгохронь я на фоне тотального пизд...а и смены рода деятельности, как-то прощелкал. Поэтому в этой…

  • Лебеди и море

    Снимки старые, сделанные еще в мае. Из-за всем известного ковидшоу, никуда в этом году не поехал, снимаю банальность вокруг дома. Но эти…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments